Приветствую Вас ГостьВторник, 19.03.2024, 10:30

ЗАМЕТКИ ДЛЯ МАСТЕРА


Самоделки для автомобиля

 

          Автомобильный деревянный мини – подъемник

 

  

Рис.1      

        Это приспособление может оказаться совсем не лишним среди инвентаря автолюбителя, рис.1. Благодаря предельной простоте сделать их можно буквально за 15 – 20 мин. Полутора метровая доска толщиной 50 мм, несколько брусков квадратного сечения да гвозди – вот и все необходимые материалы для изготовления двух «экспресс - подъемников», служащих одновременно упорами колес.

        Разумеется, схему можно повторить, используя металлические уголки.

 

ж. «М/К» 02-1988г.,

ж. «Эзермештер», ВНР

 

          Гаражный выключатель

 

        Свет в гараже обычно включается обыкновенным механическим выключателем. Но такому способу присущи три существенных недостатка:

   -Напряжение на лампу подается резко, поэтому, зимой при отрицательных температурах лампочка частенько лопается.

   -Чтобы включить свет, нужно открыв входную калитку шарить рукой где – то в районе расположения электрощита, что небезопасно, особенно при повышенной влажности.

   -Уходя, легко можно забыть выключить свет.

 

 

Рис.2

На рисунке 2 показана простая проверенная схема

автоматического выключателя, которая автоматически включает свет при открывании входной калитки, при этом, обеспечивая плавное зажигание лампы, и автоматически свет выключает при закрывании калитки. Схема построена на известной микросхеме КР1182ПМ1, - фазовым регуляторе мощности до 150 Вт.

        Органом управления является геркон S1. На рисунке показано как он устанавливается в проеме калитки. Когда калитка закрыта, магнит находится очень близко от геркона, и контакты геркона замкнуты. Лампа выключена. При открывании калитки магнит удаляется от геркона. Его контакты размыкаются и конденсатор С1 начинает заряжаться. Лампа плавно зажигается и, примерно, через две секунды уже горит в полный накал.

        Таким образом, лампа горит все время, пока калитка открыта (или приоткрыта). Такое решение, конечно, не годится для санузла, но, заметьте, - когда вы находитесь в гараже, вы всегда держите калитку открытой. На ней даже нет какого – то внутреннего запора или ручки. Более того, многие гаражные ворота сделаны так, что для полного закрывания калитки нужно к ней приложить некоторое усилие. Это сделано для того, чтобы вы случайно не отравились выхлопными газами.

        Налаживание заключается только в установке взаимного расположения геркона и постоянного магнита. Геркон размещается в пропиле бруска. Затем, его, вместе с местами подпайки проводов, нужно заизолировать заливкой эпоксидной смолой.

 

Климов Н.И.   

 

          Пробник – индикатор автомастера

 

        Проверяя проводку автомобиля и отыскивая неисправности в его электрооборудовании, водитель зачастую имеет в своем распоряжении контрольную лампу или электронный тестер. Однако и этого бывает недостаточно чтоб проверить, например, наличие высокого напряжения на свечах зажигания и т.п. А имея в наличие лишь контрольную лампу, нельзя определить исправность конденсатора или целостность сигнальной линии.

        Чтоб перечисленные работы можно было осуществить в пути, нужно запастись сравнительно простым и обладающим широкими возможностями пробником, собранным по схеме на рис.3.

 

 

Рис.3

        Пробник удобен тем, что при работе с ним не понадобится никаких соединительных проводников для подключения к проверяемым цепям – их роль выполняют…руки автомастера.

        На трех транзисторах разной структуры выполнен усилитель постоянного тока, нагруженный на светодиод HL1. В исходном состоянии транзисторы закрыты, светодиод погашен. Но стоит подать на щуп ХР1 и сенсор Е2 постоянное напряжение (плюс его должен быть на щупе) 5,5В и более, как через резисторы R1 - R2 и эмиттерный переход транзистора VT1 потечет ток. Светодиод зажжется. Нетрудно подсчитать, что пробник «срабатывает» при входном токе менее микроампера. Вот почему соединительный проводник, например, между сенсором Е2 и корпусом автомобиля не нужен – достаточно коснуться одной рукой сенсора, а другой взяться за любую металлическую деталь, прикрепленную к корпусу, чтобы щупом можно было проверять напряжение в разных точках проводки.

        Если нужно проверить целость какого – то проводника или участка цепи, к ним подключают щуп и сенсор Е1. Теперь через исследуемую цепь и резисторы R1, R3 потечет ток от источника питания GB1. Светодиод вновь вспыхнет.

        Теперь о работе с пробником. Держат его в правой (можно в левой) руке. Контролируя напряжение, пальцем правой руки касаются сенсора Е2, левой рукой – «массы» автомобиля, а щупом – нужных точек электрооборудования. При проверке целости цепи пальцем касаются сенсора Е1, щупом – одного конца цепи, а левой рукой – другого. Для исключения ошибки в индикации из – за высокой чувствительности пробника, проверяют состояние светодиода при касании проверяемой цепи только щупом пробника.

        Для проверки конденсатора палей правой руки по – прежнему держат на сенсоре Е1, щупом касаются одного вывода конденсатора, а левой рукой – другого. Кратковременная вспышка светодиода в момент подключения укажет на исправность конденсатора.

        Чтобы проверить наличие высокого напряжения на свечах, пробник приближают к высоковольтным проводам. Мерцание светодиода укажет на разряды напряжения в камере сгорания.

        Перед каждым измерением нужно проверять работоспособность пробника, «замыкая» руками щуп и сенсор Е1. Если светодиод не зажигается, следует проверить источник питания или качество контакта выводов аккумуляторов с цепями устройства. Не забывайте периодически подзаряжать аккумуляторы.

 

Пономарев В.

г. Челябинск                      

 

          Сигнализатор – Пристигните ремни!

 

        Сейчас езда с непристегнутыми ремнями безопасности черевета не только тяжелыми травмами при аварии, но и финасовыми убытками при встрече с постовым ДПС. И все же большинство водителей привыкли ездить непристегнутыми, а с привычками бороться очень сложно, - нарваться на штраф можно просто по – забывчивости.

 

 

Рис.4

        На рисунке 4 показана схема и конструкция простого сигнализатора, дающего прерывистый звуковой сигнал, если вы включили зажигание, но не пристегнули ремень.

        На замок ремня установлен самодельный датчик, сделанный из двух колец от спиральных пластин, вставленных в предварительно просверленные в корпусе замка отверстия. Когда вы вставляете в замок металлический язычок ремня, эти пружины через него замыкаются. Ну а дальше все понятно из схемы.

        При включении зажигания напряжение с выхода замка поступает на цепи питания микросхемы D1. Стабилизатор R4-VD1 защищает схему от выбросов напряжения.

        Если зажигание включено, а ремень не пристегнут, мультивибраторы работают и из пъезоэлектрической пищалки В1 раздается прерывистый звук высокого тона.

        Если ремень застегнуть, мультивибраторы будут заблокированы и звучания не будет.

 

Касимов В.

 

          Прибор для прослушивания шумов механизмов автомобиля

 

        Автолюбители знают, как бывает непросто найти источник постороннего шума в автомобиле. Таких источников немало: двигатель, трансмиссия, система выпуска отработавших газов, колеса, элементы кузова, потоки воздуха, обтекающие автомобиль при движении.

 

Рис.5

        Простое устройство, описанное на рис.5, способно помочь в выявлении и анализе источников шумов, скрипов и стуков различного характера, возникающих иногда только при определенной скорости движения и разнообразных нагрузках. Прибор позволяет диагностировать состояние подшипников, клапанов, форсунок, тормозных колодок и многих других механизмов и узлов.

        Сигнал с датчика шума BQ1 поступает на вход усилителя НЧ DA1. Переменный резистор R1 позволяет регулировать чувствительность прибора при прослушивании шумов различной интенсивности. Выходной сигнал поступает на головные телефоны. Коэффициент усиления – до 26 дБ. Потребляемый ток покоя – не более 9 мА.

        Конструкция и размеры датчика во многом произвольны. Он состоит из трех деталей – основания, чувствительного пьезоэлемента и плоского магнита, позволяющего легко устанавливать датчик на исследуемый узел машины и также легко снимать.

        Основание изготовлено из металла – стали, меди, латуни или алюминиевого сплава. В качестве чувствительного элемента датчика вибрации был использован пьезоэлектрический звукоизлучатель от музыкальной открытки. Чувствительный элемент можно припаять к основанию или приклеить эпоксидной смолой. После припайки гибкого экранированного кабеля (его длина не критична) элемент следует защитить от влаги герметиком. Форма основания должна обеспечивать защиту чувствительного элемента от случайных ударов.

        Со стороны основания, обратной элементу, приклеивают (или любым способом жестко прикрепляют) небольшой плоский магнит. Он должен быть довольно сильным, чтобы надежно удерживать датчик даже на деталях подвески автомобиля при движении по неровной дороге. Автор применил магнит от неисправного винчестера компьютера.

        Питается прибор от гальванической батареи «Крона» или ей подобной импортной. Подойдет также батарея аккумуляторов. Чувствительным элементом в датчике может служить любой пьезоэлектрический звукоизлучатель , например ЗП-19, ЗП-3.

        Для работы с прибором пригодны любые телефоны сопротивлением около 8 Ом. Можно использовать стереотелефоны сопротивлением 2х18 Ом для плейеров, соединив их параллельно на разъеме Х2. Если громкости звука в телефонах недостаточно, ее можно повысить, подключив к выводам 1 и 8 оксидный конденсатор (плюсом к выводу 1) емкостью 10 мкФ на напряжение 10В.

        Готовую плату помещают в подходящую коробку с отсеком для батареи и пространством для установки регулятора чувствительности, выключателя питания и разъемов. Выключатель питания SA1 может быть объединен с переменным резистором R1.

 

Рис.6

        Собранное устройство налаживания не требует. Вид прибора показан на рис.6.

        Пользоваться прибором очень интересно. Он позволяет услышать звуки, обычно не воспринимаемые на слух, - шорох подшипников, стрекотание форсунок и даже капанье масла со стенок двигателя.

 

Нефедов В.

г. Брянск           

 

          «Подсос» в инжекторе

 

        В инжекторных автомобилях смесеобразованием управляет процессор, используя информацию с разных датчиков, в частности и с датчика температуры двигателя. В некоторых случаях из-за дефекта прошивки или ее несоответствия климатической зоне двигатель может не запускаться при низкой температуре зимой, либо перегреваться при высокой температуре летом.

        Чтобы не менять прошивку, можно дополнить автомобиль еще одним органом управления, в чем-то похожим по действию на ручку подсоса старого карбюраторного двигателя.

        Датчик температуры двигателя обычно это полупроводниковый терморезистор. Схема показана на рисунке 7.

Рис.7

        Предварительно нужно измерить сопротивление датчика при комнатной температуре. R1 должно быть равно измеренному, а R2 в 10-15 раз больше. Подключить переменный резистор нужно так, чтобы его соосный выключатель выключался при максимальном сопротивлении (а не минимальном, как в схемах регуляторов громкости).

 

          Ночная сигнализация

 

        Во многих городах есть «улицы разбитых фонарей», и во дворах ночью бывает очень темно. Темно настолько, что припаркованный у подъезда автомобиль может незаметить не только другой водитель, но и пешеход. Последствия могут быть очень неприятными. Ну, просто, хоть оставляй на ночь включенные габариты! Но это не выход, так как ток потребления габаритными огнями высок и аккумулятор катастрофически разряжается.

        Поэтому, свой автомобиль можно оборудовать стояночными ночными сигнальными огнями из сверхярких светодиодов. Причем, включается такая сигнализация автоматически, сразу после выключения двигателя. Ток светодиоды потребляют очень небольшой (не больше сигнализации в ждущем режиме), и аккумулятору разряд не грозит, даже, при недельной стоянке машины.

Рис.8

        Схема показана на рис.8. Последовательно включены три обычных сверхярких светодиода и один сверхяркий мигающий, да еще токоограничивающий резистор. Цепь включается через датчик давления масла. Когда двигатель работает давление масла в нем высоко и контакты датчика выключены. При выключении двигателя давление масла падает и контакты датчика замыкаются, и через них включается данная светодиодная цепь.

        Всего нужно сделать две такие цепи, - для передней и задней части машины. Цепи включены параллельно.

        Светодиоды удобнее всего разместить в фарах, но, с краю, как подсветка, потому что передние главные фары достаточно сильно нагреваются и могут оплавить корпуса светодиодов. Сзади удобнее всего разместить в местах сигнала заднего хода. Всего в каждой фаре получается по два светодиода.

        Сверхяркие светодиоды ночью хорошо заметны, и очень хорошо обозначают габариты машины, даже немного освещая пространство вокруг нее.

 

Тихонов М.А.

 

          Прибор «Антисон»

 

        Большинство аварий, происходящих ночью и ранним утром, связано с тем, что водитель засыпает за рулем. Прибор, показанный на рис.9, обычно называют Антисон.

Рис.9

        Эти приборы напоминают по форме слуховой аппарат, крепящийся за правым ухом водителя. При засыпании водителя, его голова, обычно, наклоняется вперед, замыкаются контакты датчика положения, и раздается звуковой сигнал. Датчик положения не реагирует при наклоне головы в сторону и назад.

        Основное требование к таким приборам заключается в следующем:

- минимум деталей, что может обеспечить высокую надежность прибора;

- источник питания должен служить не менее одного года и обеспечивать питание схемы минимально низким напряжением.

        Такой прибор должен состоять из следующих узлов:

- Датчик положения;

- Звуковой генератор;

- Головной телефон.

        Датчик положения может иметь различные конструкции,    например, ртутный датчик, с использованием качающего шарика, пружинного датчика.

        Для того, чтобы датчик не имел ложных срабатываний при случайной вибрации, в нем лучше использовать металлический цилиндр от роликового подшипника. У такого датчика с большей вероятностью исключается ложные срабатывания, так как, для того чтобы замкнуть контакты цилиндра необходимо преодолевать сопротивление трения. Корпус датчика можно изготовить из корпуса шариковой ручки, разместив внутри ее контактные пластинки из жести (рис.10).

Рис.10

        Надежность такого датчика выше, чем с шариком, так как он обеспечивает линейный контакт с нижней пластинкой и плоский контакт с вертикальной пластинкой.

        Наиболее подходящей для звукового сигнализатора схема должна содержать минимум деталей.

        Параметры цепи R1 - C1 обеспечивают частоту колебания автогенератора около 1кГц. В качестве излучателя можно использовать электромагнитный телефон.

        Диодный мостик VD1-VD4 позволяет не задумываться о полярности подключаемого источника питания. В качестве источника питания можно использовать литиевый элемент CR2025 13V. Схема потребляет ток менее 5 мА, и то только во время звучания, поэтому такой источник может обеспечивать работу схем в течении года, обеспечивая достаточную громкость звукового сигнала. Датчик обозначен на схеме как выключатель SA1.

        ВА – электромагнитный капсюль типа ТОН или ТМ2М от головных телефонов, либо аналогичный.

        Диоды VD1-VD4 типа КД522 можно заменить практически любыми маломощными диодами общего применения.

        Транзистор КТ315 можно заменить транзистором КТ3102. Транзистор КТ361 можно заменить транзистором КТ3107.

 

Климов Д.

Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина