Приветствую Вас ГостьВторник, 19.03.2024, 11:09

ЗАМЕТКИ ДЛЯ МАСТЕРА


ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ИЗ КОМПЬЮТЕРНОГО БП

 

Тема, в постройке зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, еще многим остается актуальна и на просторах интернета можно найти много информации по ней. Хочу поделится одним из проверенным и простым способом в его постройке, точнее доработки компьютерного блока питания (идея не новая и взята еще из журналов ''Радио''). Что касается некоторой теории, о том как правильно заряжать АКБ, рекомендую очень интересную книжку "Зарядные устройства-1" авторы Ходасевич А.Г., Ходасевич Т.И., стр. 7-9.
Для начала, нам нужен рабочий компьютерный блок питания, модель которого должна соответствовать как на рисунке ниже, мощностью от 250 Ватт и выше.

Почему именно такой БП? Схемные решения во всех моделях компьютерных блоков питания разные и не всегда получается добиться желаемого результата с какой либо другой имеющейся платой, поэтому наша переделка основана на конкретно указанной с минимальными изменениями.
Для начала проверяем аппарат на работоспособность. Делаем перемычку из проволоки и ставим ее на зеленый и черный провод широкого разъема, а затем уже включаем в сеть 220В.

Блок питания должен заработать. Меряем напряжение на жёлтом и черном проводах, оно должно быть 12В.


Для регулировки тока, понадобится переменный резистор номиналом 33 кОм любой мощности, допускается + - пару кОм. Штатный электролитический конденсатор (шина 12В) для надежности, желательно поменять на 25В, так как он, все-таки, рассчитан на 16В. Амперметр используем компактный - готовый или самодельный с рассчитанным шунтом на 10 А.

Два компьютерных силовых кабеля.


Разбираем корпус, вытаскиваем плату. Обращаем внимание на микросхему, она должна быть серии TL494 или ее аналог КА7500.
Следующий этап: выпаиваем все ненужные провода, кроме зеленого, одного красного (5 вольт) и черного (минусовая шина).
Ищем конденсатор 12 Вольтовой шины (желтый провод) и перепаиваем на наш с большим напряжением.


Зеленый провод запаиваем на общую минусовую шину (черные провода).


Запаиваем красный и синий провода большего сечения на + 12В и -12В и оставляем небольшой запас их длинны. В дальнейшем один провод пойдет на амперметр, второй на разъем ''папа''.
На крайние выводы переменного резистора запаиваются черный и красный провод. От среднего вывода, контакт ведет на первую ножку микросхемы.

 


Теперь можно провести первую проверку: для этого ставим резистор в среднее положение, и включаем блок питания.
БУДТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ, НА ПЛАТЕ ПРИСУТСТВУЕТ ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ!!!

Замеряем напряжение и плавно крутим ползунок по часовой стрелки. В крайнем положении оно, в идеальном варианте, должно быть где-то 15 В, однако может быть и меньше. Если напряжение вместо увеличения уменьшается, то меняем местами контакты чёрного и красного проводов на резисторе. Обращаю внимание на то, что если резистор скрутить в сторону меньшего напряжения, при вольтаже ниже 10В, блок выключится, то есть войдет в защиту. Что бы его повторно запустить нужно выключить питание и подождать несколько секунд.

Если появится желание, выходное напряжение зарядного устройства можно повысить и до 18В, для этого достаточно найти на плате и выпаять стабилитрон Z1. Местонахождение элемента находится около питания вентилятора.


Амперметр подключается в разрыв плюсового или минусового проводника.
Перед окончательным монтажом желательно проверить устройство под нагрузкой. Для эксперимента, подключаем автомобильную лампочку на 12В, можно рабочий аккумулятор от UPS или т.п.
Правильно подключенный амперметр отклонится на какое-то значение силы тока.
Далее идет сборка платы в корпус, его оформление может быть произвольным. В моем варианте 220В идет на разъем ''мама'', а плюс и минус на ''папа''. Для питания блока, использую готовый шнур с вилкой, а кабель для зарядки АКБ, следует доработать с добавлением клеммных зажимов. Обязательно проверьте полярность.
Такой способ постройки не требует каких либо особых серьезных доработок, однако в нем есть свои плюсы и минусы.
Минусы: следует избегать короткого замыкания между клеммами ЗУ, хотя блок с защитой, однако не рекомендую этого делать. Регулировка тока не всегда в широком диапазоне.
Плюсы: компактный, большая отдача тока (особенности данной модели блока питания), автоматический, не боится перепадов напряжения в сети, простейший в постройке, эффективно охлаждается, легкий и компактный. 

Оксема О.

г. Ужгород

Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина