Приветствую Вас ГостьВторник, 19.03.2024, 12:41

ЗАМЕТКИ ДЛЯ МАСТЕРА


Электронный тахометр

 

          Электронный тахометр

 

 

          Тахометр авторемонтника

 

        Тахометр предназначен для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя. Схема тахометра приведена на рис.1.

 

 

Рис.1

        На вход устройства подключают датчик, который представляет собой 10 витков провода диаметром 0,5 мм в изоляции толщиной 1…1,5 мм, намотанных на высоковольтный провод, соединяющий катушку зажигания с распределителем.

        Импульсы датчика поступают на вход ждущего мультивибратора, собранного на элементах DD1.1, DD1.2 и запускают его. Элемент DD1.3 используется в качестве буферного каскада.

        Амплитуда и длительность импульсов на выходе элемента DD1.3 постоянны, поэтому ток, протекающий через измерительный прибор, пропорционален частоте запускающих импульсов, т.е. частоте вращения коленчатого вала двигателя. Питается тахометр от параметрического стабилизатора напряжения R6, VD3. Диоды VD1, VD2 и резистор R1 защищают элемент DD1.1 от перегрузки по входу. Конденсаторы С2, С3 надо выбрать с возможно меньшим ТКЕ. Миллиамперметр РА1, рассчитанный на ток полного отклонения стрелки 1 мА.

        Частота следования запускающих импульсов датчика связана с частотой вращения коленчатого вала:

                                       F = nZ / 30K,

где: n – частота вращения вала, мин -1; К – тактность; Z – число цилиндров двигателя.

        Калибровку тахометра можно проводить по этой формуле на частоте электроосветительной сети. Делают это следующим образом. Полагают F равной 50 Гц, для этой частоты определяют частоту вращения коленчатого вала. Затем на вход тахометра подают переменное напряжение 6…8 В частотой 50 Гц и подстроечным резистором R3 устанавливают стрелку прибора РА1 против деления шкалы, соответствующей найденной по формуле частоте вращения коленчатого вала. Более точно тахометр можно откалибровать с помощью звукового генератора. После подключения датчика тахометр готов к работе.

 

Нечаев И.А.

«Конструкции на логических

элементах микросхем»

 

          Тахометр на светодиодах 

 

        Тахометр желательно иметь на приборном щитке любого автомобиля. С его помощью можно следить за частотой вращения вала двигателя, что помогает выбрать наиболее экономичный режим движения, избежать преждевременного износа мотора от излишне высокой частоты вращения вала, наиболее успешно провести обкатку нового двигателя или обеспечить безопасное движение на непрогретом двигателе. А так же, тахометр позволяет своевременно заметить некоторые неисправности двигателя и выполнить необходимые регулировки.

        К огромному сожалению, очень многие автомобили, как отечественные, так и зарубежные, не укомплектованы тахометрами. Что странно, это обычно автомобили с двигателями маленького рабочего объема, и небольшой мощности. Но именно такие моторы приходится сильно «крутить» чтобы достигнуть приемлемой динамики движения, особенно в гористой местности.

        Во время движения, когда большая часть внимания водителя должна быть направлена на дорожную обстановку, удобнее считывать показания по повороту стрелки или по диаграмме, чем по мелькающим цифрам. Кроме того, цифровой тахометр, рассчитанный на четырехцилиндровый двигатель, при установке на автомобиль с другим числом цилиндров будет показывать неправильно.

 

     

Рис.2

        Предложенная конструкция тахометра на рисунке 1, хорошо испытана, и показывает значение частоты вращения в виде диаграммы с тремя зонами из светодиодов зеленого, желтого и красного цвета. Этот тахометр можно использовать на автомобиле с бензиновым двигателем с любым числом цилиндров. Соответствие показаний действительности устанавливается аналоговой настройкой прибора (подстроечный резистор).

        На рисунке 2 показан вариант для карбюраторного двигателя. Схема состоит из преобразователя частота – напряжение на транзисторе VT1 и измерителя напряжения на микросхеме LM3914.

        Точка «К» подключается к выходу коммутатора зажигания (или к точке «К» катушки зажигания). В машине с двумя катушками, двойным коммутатором он подключается только к одному из выходов коммутатора (к любому). Или к прерывателю, если машина с механической системой зажигания.

        На базу транзистора поступают импульсы, амплитуда которых ограничена стабилитроном VD3. С каждым импульсом транзистор открывается и происходит зарядка на С3. Это напряжение измеряет схема светодиодного индикатора напряжения, выполненная на микросхеме LM3914 и десяти индикаторных светодиода.

        На транзистор VT1 поступает напряжение, стабилизированное стабилитроном VD2.

        Чем больше частота вращения вала двигателя, тем выше частота, поступающая на базу VT1, и выше напряжение на С3. Соответственно, больше светодиодов горит.

        Подстроечным резистором R4 преобразователь частота – напряжение настраивают так, что – бы на холостом ходу горел только HL10. В диапазоне ло 3000 об/мин. горят зеленые светодиоды (рабочий диапазон). Желтые светодиоды будут индицировать до 4000 об/мин, а красные, - от 4000 об/мин. и выше. Резистором R4 можно установить и другую характеристику индикации.

        Переменный резистор R7 служит для регулировки яркости светодиодов.

        Подключение и настройка тахометра.

        По питанию тахометр можно подключить после замка зажигания или прямо к аккумулятору. При неработающем двигателе все светодиоды будут погашены, и ток потребления мал.

        Точку «К» подключают как сказано выше.

        Предварительно двигатель машины должен быть хорошо отлажен и настроен на холостой ход.

        Двигатель нужно прогреть до нормальной температуры, и держа его на холостых оборотах, подстроить резистор R4. Сначала установить его в положение наибольшего сопротивления. При этом светодиоды не должны гореть. Если горят – нужно последовательно R4 включить дополнительный резистор 100 – 200 кОм.

        Затем, постепенно уменьшайте сопротивление R4, пока не загорится HL10. Отметьте это положение движка R4, и уменьшайте его сопротивление дальше, пока не загорится HL9. Отметьте и это положение. А затем, поверните движок R4 в положение ровно посредине между отмеченными положениями.

        На этом настройку можно считать завершенной.

 

Руфинов П. 

Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина