Приветствую Вас ГостьВторник, 19.03.2024, 07:58

ЗАМЕТКИ ДЛЯ МАСТЕРА


Электроника для автолюбителя


          Индикатор напряжения автомобильного АКБ

 

        Устройство, показанное на рис.1, сигнализирует с помощью индикаторных светодиодов о состоянии аккумуляторной батареи автомобиля.

 

 

Рис.1

        При пониженном напряжении аккумуляторной батареи (менее 11,8 В) слабо горит светодиод HL1 красного свечения. Во время зарядки батареи (напряжение 12,8…14,8 В) срабатывает компаратор DA1.2 включается светодиод HL2 зеленого свечения. Дальнейшее повышение напряжения (более 14,8 В) приводит к тому, что часть выходного тока компаратора DA1.2 протекает через открывшийся стабилитрон VD2, диод VD3 и резистор R6, поэтому начинает светить и светодиод HL1. При напряжении батареи около 15 В светодиод HL1 светит с нормальной яркостью и в паре со светодиодом HL2 они сигнализируют о перезарядке батареи. Включение красного (HL1) светодиода служит сигналом аварии. При напряжении 11,8…12,8 В, когда зарядка отсутствует, светодиоды выключены.

        Налаживание устройства сводится к установке нижнего (11,8 В) порога срабатывания компаратора подборкой резистора R2, остальные пороги устанавливаются автоматически.

 

Серебровский О.

г. Запорожье


          Инерционный датчик для «автосторожа»

 

        В основе инерционного датчика микроамперметр Р1, рис.2.

 

Рис.2

        Микроамперметр никак не переделывается. В схеме он использован с торцевой шкалой с нулем в центре шкалы. Максимальный ток отклонения стрелки в любую сторону от нуля равен 150 мкА, сопротивление рамки 320 Ом. Стрелка свободно качается при любом даже незначительном изменении положения его корпуса.

        ЭДС наводимая в катушке микроамперметра усиливается операционным усилителем А1, а ее колебания преобразуются в импульсы импульсным усилителем на VT1. Чувствительность можно установить резистором. Стабилитрон VD1 защищает ОУ от выбросов напряжения в электросети автомобиля.

        Микроамперметр Р1 можно заменить на отечественный типа М470, но его стрелку нужно отрегулировать как можно ближе к середине шкалы (сместить от крайней нулевой отметки, чтобы она свободно двигалась в ту и другую сторону).

 

Капелкин В.С.

Схема автосигнализации

ж. Радиоконструктор №2

2002 г., с.38   


          Автоматическое выключение ближнего света

 

        На рисунке 3 показано устройство, которое включает ближний свет после запуска двигателя.

 

Рис.3

        В схеме автомобиля есть датчик давления масла, который представляет собой подпружиненные контакты, нормально замкнутые, и размыкающиеся, когда под давлением масла пружина сжимается. Таким образом, когда двигатель не работает, контакты датчика замкнуты, а размыкаются они через одну – две секунды после запуска двигателя, то есть, когда давление масла возрастает.

        Транзисторный каскад подключается к индикаторной лампе недостаточного давления масла. Когда зажигание включено, но двигатель еще не работает давление масла мало и контакты замкнуты. Лампа горит, но транзистор закрыт и контакты реле К1 разомкнуты. После пуска двигателя датчик размыкается и на базу транзистора поступает ток через резистор и лампу. Он открывается и реле К1 включает фары.

        Конденсатор создает дополнительную задержку и исключает мигание фар при кратковременном падении давления масла. Диоды защищают транзистор от отрицательных выбросов напряжения.

        Вместо составного транзистора КТ972 можно использовать какой – то импортный аналог, или собрать схему Дарлингтона на двух транзисторах (КТ315 и КТ815). Реле стандартное автомобильное, в данном случае, импортное SCB – 1 – M1240.

 

Тимофеев П.С.

 

          Звуковой сигнализатор

 

        Индикатор, показанный на рис.4, может быть использован в различных устройствах, например, совместно с реле указателя поворотов автомобиля.

 

Рис.4

        Источником звука в индикаторе служит телефонный капсюль ТК-67-Н. Особенность индикатора в том, что он собран целиком в корпусе капсюля.

        Индикатор собран по схеме генератора с индуктивной обратной связью на катушках капсюля L1 и L2. Вместо МП25А можно использовать любой низкочастотный p-n-p транзистор. Устройство надежно работает и от 6, и от 12 В. Если генератор индикатора не заработал сразу после включения, следует поменять местами выводы одной из катушек. После налаживания капсюль следует залить до верхнего края каркасов катушек эпоксидной смолой, парафином или битумом.

 

Козлов Л.

п. Чернухино

Луганская обл.


          Сигнализатор «выключи фары» на микросхеме

 

        Сейчас ПДД требуют ездить с включенными фарами по загородному шоссе даже с светлое время суток. В некоторых странах так ездить требуется и в городе. И в этом есть одна неприятность, связанная с тем что днем свет фар особенно незаметен, он не привлекает к себе внимание водителя, который выходит из машины. А это приводит к тому, что очень легко забыть выключить фары и остаться с разряженным аккумулятором.

 

 

Рис.5

        Устройство, показанное на рисунке 5, предупреждает звуковым сигналом, выходящего из автомобиля водителя, о том что необходимо выключить фары. Схема питается от цепи ламп габаритных огней (от фар). А пищать или не пищать определяет по состоянию двух датчиков, - датчика давления масла (он контактный, на индикаторную лампочку) и датчика открытия двери (он в машине включает свет в салоне и используется еще и для сигнализации).

        В общем, чтобы сигнализатор пищал, нужно чтобы фары горели (на него поступает питание) и были замкнуты эти оба датчика. Тогда сигнализатор издает прерывистый звук высокого тона.

        Датчик недостаточного давления масла здесь используется для определения работы двигателя. Если двигатель исправен, то при работе давление масла в нем достаточно высоко  и контакты датчика давления разомкнуты. Если двигатель выключен, масленый насос не работает и давление масла мало, а контакты датчика замкнуты. Таким образом, когда мотор работает, на вывод 2 D1.1 поступает напряжение логической единицы и блокирует тональный мультивибратор D1.1 – D1.2.

        На второй блокирующий вход этого мультивибратора поступает уровень с инфразвукового мультивибратора D1.3 – D1.4, задача которого в прерывании звука. Когда дверь закрыта, контакты дверного датчика разомкнуты и на вывод 12 D1.4 поступает логическая единица. Это блокирует мультивибратор D1.3 – D1.4, а вместе с ним блокируется и тональный мультивибратор D1.1 – D1.2.

        А в результате получается следующее. Когда фары включены, на схему подается питание от цепи габаритных огней через резистор R5. Если мотор работает, то на вывод 2 D1.1  поступает единица и схема заблокирована. Схема будет заблокирована и когда закрыта дверь, так как на вывод 12 D1.4 будет поступать единица через R2.

        Как только выключаем двигатель, напряжение на выводе 2 D1.1 падает до нуля. Но на выводе 9 D1.2 еще есть единица, поэтому сигнализатор не звучит. Далее, если при включенных фарах и выключенном двигателе мы открываем дверь, то напряжение на выводе 12 D1.4 падает до нуля и оба мультивибратора начинают работать. Пъезоэлектрический звукоизлучатель F1 начинает прерывисто пищать, напоминая, что нужно выключить фары прежде чем выйти из машины.

        Стабилитроны VD1-VD3 нужны для защиты микросхемы от нестабильности напряжения в электросети автомобиля, от выбросов системы зажигания и прочих неприятностей.

        Пьезоизлучатель можно использовать, например, ЗП-1, ЗП-22 или от импортного телефонного аппарата или электронных часов.

        Чтобы получить наибольшую громкость, нужно подобрать сопротивление R3 так, чтобы пъезоизлучатель входил в резонанс, при этом громкость резко возрастает.

        Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить на К176ЛЕ5 или импортным аналогом.

        Кроме настройки в резонанс, никакого налаживания не требуется. Если есть желание, можно изменить частоту пульсаций подбором параметров цепи R4-C2.

 

Захаров А.Н.                                        


          Контролер стоп – сигнала автомобиля

 

        Схема, которую полезно оснастить автомобиль, - «контролер» стоп – сигнала, рис.6.

 

Рис.6

        В отличие от известных, предлагаемый «контролер», не требует какого – либо вмешательства в проводку автомобиля, он просто подключается параллельно лампе стоп – сигнала.

        Схема представляет собой фотореле, чувствительный элемент которого – фоторезистор R1 – при освещении лампой стоп – сигнала резко уменьшает свое сопротивление, в результате чего транзисторы VT1, VT2 открываются и вынесенный на переднюю панель приборов автомобиля светодиод HL1 вспыхивает, сигнализируя, что на лампу стоп – сигнала не только подано напряжение, но и что она действительно светит.

        Налаживание контролера заключается лишь в выборе наилучшего положения фоторезистора R1 относительно лампы и в подборе резистора R2, обеспечивающего нужную чувствтельность.

 

Иванов А.

г. Ташкент

Узбекистан    


          Сигнализатор «Выключи фары»

 

        Сигнализатор выполнен из платы китайского кварцевого будильника,рис.7.

Рис.7

        Питается по цепи – лампы габаритного огня – датчик недостаточного давления масла. А дверной датчик служит для включения сигнализатора. Если имеют место сразу три условия, - горят фары, выключен двигатель и открывается дверь, то включается звуковая сигнализация.

        Плата с будильника рассчитана на питание от источника 1,5В, поэтому здесь она питается напряжением на светодиоде HL1 (он служит параметрическим стабилизатором).


          Индикатор напряжения для автомобильного аккумулятора

 

        При зарядке аккумуляторной батареи совсем не обязательно контролировать напряжение вольтметром, можно обойтись простым светодиодным индикатором (рис.8), позволяющим судить о предельных значениях напряжения.

Рис.8

        В индикаторе два одинаковых светодиода, включенных практически встречно – параллельно. Если напряжение батареи ниже минимально допустимого (11,4 В), горит светодиод HL1, а если оно превышает верхний предел допустимого (14,5 В) – HL2. В промежутке между этими значениями светодиоды погашены.

        Когда напряжение на щупах Х1 ,Х2 меньше 11,4 В, стабилитрон VD2 открыт и к цепочке R1HL1 приложено его напряжение стабилизации – примерно 3,5 В. Горит светодиод HL1.

        По мере повышения напряжения к заданному пороговому уровню (11,4 В) начинает открываться стабилитрон VD1, напряжение между анодом и катодом светодиода HL1 падает и вскоре становится недостаточным для поддержания свечения индикатора.

        При дальнейшем повышении напряжения и достижении им значения 14,5 В падение напряжения на резисторе R3 (от тока через стабилитрон VD2) превысит напряжение стабилизации стабилитрона VD1 настолько, что зажжется светодиод HL2.


Волков С.

г. Челябинск


          Чтобы не сгорела магнитола

 

        Одной из основных причин выхода из строя автомобильной магнитолы является неисправность реле – регулятора автомобиля, в результате которой, на некоторых режимах работы автомобиля, напряжение в борт - сети может подниматься значительно более 15 В, вплоть 17 – 18 В. При этом магнитолы, обычно рассчитаны на напряжение питания 11 – 15 В (номинал 13,2 В).

Рис.9

        На рисунке 9 показана схема простого и надежного устройства, которое отключает питание магнитолы если напряжение бортовой сети поднимется выше 14,5…15 В. Схема состоит из тиристора VS1, в анодной цепи которого включено реле Р1 с размыкающими контактами. На управляющий электрод тиристора ток поступает через цепочку стабилитронов VD1 – VD3 с суммарным напряжением стабилизации 14,1 В.

        Пока напряжение в бортовой сети не превышает 14,5…15 В стабилитроны закрыты и ток через них недостаточен для открывания тиристора. Обмотка реле Р1 при этом обесточена и через его контакты напряжение поступает на магнитолу.

        Как только напряжение бортовой сети достигает критической отметки, стабилитроны открываются и ток, протекающий через них, открывает тиристор VS1. Реле срабатывает и размыкает цепь питания магнитолы, предохраняя её от повреждения. В таком состоянии реле будет находится до тех пор пока не будет кратковременно нажата кнопка S1 выключающая тиристор.

        Тиристор КУ202 с любым буквенным индексом, реле автомобильное с размыкающими контактами. Стабилитроны можно взять другие, их может быть любое количество, важно чтобы они имели суммарное напряжение 14 – 14,5 В (например два стабилитрона КС170). Кнопка – любая размыкающая.

 

Алексеев В.В.


          Однокнопочный выключатель автосигнализации

 

        Во многих конструкциях автомобильных сигнализаций в качестве выключателя схемы сигнализации используется "потайной тумблер”, а для исключения срабатывания сигнализации от действий владельца машины используют геркон, вводящий в схему задержку при поднесении к нему магнитного брелока.

Рис.10

        На рисунке 10 показана схема простого выключателя сигнализации, который управляется одним герконом или кнопкой – S1. Если схема находится в включенном положении (реле Р1 обесточено и его нормально замкнутые контакты К1.1 подают питание на сигнализацию), для её выключения нужно замкнуть S1, при этом через R1 поступит напряжение на управляющий электрод тиристора VS1, он откроется и включит реле Р1, которое переведет свои контакты в противоположное, показанному на схеме, положение. При размыкании контактов S1 конденсатор C1 заряжается через R1.

        Для включения сигнализации нужно снова замкнуть S1, при этом, напряжение с конденсатора С1 поступит на тиристор в обратной полярности и его закроет. Реле Р1 обесточится и его контакты вернутся в показанное положение.

        В включенном состоянии схема ток не потребляет, и не разряжает аккумулятор. При выключенной сигнализации обмотка реле Р1 находится под напряжением и схема потребляет ток, равный номинальному току обмотки реле. Но это значение не имеет, поскольку при эксплуатации автомобиля идет подзарядка батареи от генератора. 


          Индикатор напряжения бортовой сети автомобиля



Рис.11

 

        На рисунке 11 показана схема индикатора напряжения автомобиля. Здесь используются три стабилитрона с разными напряжениями стабилизации: Д814А – 7,5В, Д814В – 9,5В и  Д814Д – 12В. В качестве индикаторов используются три ярких светодиода с падениями напряжения по 2,5В.
        В результате, когда напряжение Uвх ниже 10В ни один из светодиодов не горит.
        При напряжении от 10В до 12В горит HL1. При напряжении от 12В до 14,5В будут гореть два светодиода HL1 и HL2. А при напряжении больше 14,5В горят все три светодиода. 


Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина